Новости

201708июля

Опубликована обновленная методология рейтинга

Ассоциация составителей рейтингов опубликовала обновленную методологию Московского международного рейтинга вузов.

Актуальная версия методологии Московского международного рейтинга вузов "Три миссии университета" размещена на официальном сайте. В обновленную методологию внесен ряд изменений по результатам заседания Международного экспертного совета, состоявшегося в июне в Москве, и последующих обсуждений.

201711июня

Состоялось заседание Международного экспертного совета Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета»

8-9 июня 2017 года в Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова состоялось заседание Международного экспертного совета Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета».

Целью работы Совета является содействие совершенствованию методологии рейтинга перед началом международной фазы составления рейтинга.

В состав Совета входят авторитетнейшие специалисты в сфере высшей школы, представляющие США, Великобританию, Бразилию, Китай, Индию, ЮАР, Иран, Италию, Бельгию, Турцию и Россию.

В ходе заседания были рассмотрены методологические подходы составления рейтинга, а также группы критериев, определяющих успешность выполнения университетами таких миссий, как образовательная деятельность, научная активность, а также взаимосвязь университета и общества.

Во время обсуждения эксперты Совета поддержали инициативу создания Московского международного рейтинга университетов и в целом одобрили ключевые принципы методологии рейтинга, высказав ряд предложений по доработке конкретных показателей рейтинга.

Подводя итоги работы Международного экспертного совета Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета», ректор МГУ им. Ломоносова, академик В.А.Садовничий выразил благодарность всем членам Совета, отметив, что «на этом этапе Международный экспертный совет рейтинга полностью справился со стоявшими перед ним задачами».

В работе Совета приняли участие:

Дженгыз Аджартюрк, доцент Института информатики Ближневосточного технического университета в Анкаре (Турция)

Урал Акбулут, бывший ректор Ближневосточного технического университета в Анкаре, руководитель рабочей группы рейтинга URAP (Турция)

Алекс Ашер, президент исследовательского центра Higher Education Strategy Associates, главный редактор Global Higher Education Strategy Monitor (Канада)

Казимир Биланов, управляющий директор IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence (Польша/Бельгия)

Цзе Ван, проректор Пекинского университета (КНР)

Джон Т. Грин, член совета Квинз-колледжа, Кембриджский университет (Великобритания), председатель управляющего комитета Snowball Metrics (Нидерланды)

Дмитрий Гришанков, президент рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), генеральный директор Ассоциации составителей рейтингов (Россия)

Илья Жаров, менеджер, PricewaterhouseCoopers (Россия)

Сейед Хасан Захраи, профессор факультета иностранных языков и литературы Тегеранского университета (Иран)

Владимир Зернов, ректор Российского нового университета (Россия)

Николас Якобус Йосте, старший директор департамента международного образования Городского университета Нельсона Манделы, Порт-Элизабет, бывший президент Южноафриканской международной ассоциации высшего образования (ЮАР)

Барасби Карамурзов, президент Кабардино-Балкарского государственного университета (Россия)

Массимо Кастагнаро, профессор Падуанского университета (Италия)

Павел Касьянов, эксперт по библиометрии, Clarivate Analytics (Россия)

Луис Клаудио Коста, бывший министр образования и ректор Федерального университета Викозы, проректор Института высшего образования в Бразилиа (Бразилия)

Михаил Мягков, профессор университета Сколтех (Россия)

Варгхесе Надувилапарамбил, директор Центра политических исследований в области высшего образования (CPRHE) (Индия)

Томас Дэвид Паркер, старший научный сотрудник Института политики в области высшего образования (IHEP), Вашингтон, округ Колумбия (США)

Мария Франческа Ренци, профессор университета Рома Тре (Италия)

Клаудио Роведа, ректор университета Линк Кампус, Рим (Италия)

Али Акбар Сабури, директор Института биохимии и биофизики Тегеранского университета, шеф-редактор журнала Иранского химического общества (Иран)

Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Россия)

Вальдемар Сивински, президент образовательного фонда Perspektywy (Польша); вице-президент IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence (Польша/Бельгия)

Максим Хомяков, директор центра изучения стран БРИКС и проректор по международным связям Уральского федерального университета (Россия)

Цзяньсинь Чжан, профессор Института исследований в области высшего образования Юньнаньского университета, президент Asia Pacific Quality Network (КНР)

Мирко Дегли Эспости, проректор Болонского университета (Италия)

Скачать все фотографии в .zip: День 1: 1 (77 фото, 68,6 Мб), 2 (61 фото, 42,3 Мб), 3 (104 фото, 89,8 Мб); день 2: 1 (80 фото, 83,7 Мб), 2 (58 фото, 71,5 Мб).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

201719мая

Университеты Италии присоединяются к работе над Московским международным рейтингом вузов

14 мая 2017 года в университете Линк Кампус (Рим) состоялся круглый стол по проблемам оценки качества образования и рейтингов вузов, темой которого стало обсуждение Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета».

В мероприятии приняли участие руководители и профессора университета Линк Кампус, руководство Совета ректоров региона Лацио и университета Рома Трэ, представители Падуанского университета (Падуя, Италия), Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Университета Стирлинга (Шотландия), парламента Италии и посольства России в Италии.

В рамках мероприятия представителем Ассоциации составителей рейтингов (оператор рейтинга «Три миссии университета») проведена презентация Московского международного рейтинга вузов и состоялось детальное обсуждение перспектив его развития. Представители итальянских университетов проявили живой интерес к университетскому рейтингу нового типа, подчеркнув важность учета качества образования и объективной оценки неанглоязычных вузов. 

Участники встречи согласились продолжить совместную работу по совершенствованию методологии рейтинга. В частности, президент университета Линк Кампус проф. Винченцо Скотти подтвердил намерение университета принять участие в заседании международного экспертного совета рейтинга, которое состоится в июне 2017 г.

201720марта

Завершено анкетирование российских университетов в рамках Московского международного рейтинга вузов

Завершился российский этап анкетирования вузов, принявших участие в Московском международном рейтинге вузов «Три миссии университета». Оргкомитет благодарит всех участников рейтинга за проявленный интерес и активную поддержку.

Ассоциация составителей рейтингов - оператор Московского международного рейтинга - получила более 200 анкет от российских вузов. В рейтинге приняли участие как крупнейшие классические университеты России и ведущие вузы широкого профиля, так и специализированные высшие учебные заведения.

После верификации и обработки данных, полученных от российских вузов, на их основе будет проведена калибровка различных вариантов рейтинговых моделей. В частности, специалистами Ассоциации составителей рейтингов будет определен итоговый набор критериев, будут составлены их формулировки и формулы расчета.

 

201721февраля

Стартовало анкетирование университетов для подготовки Московского международного рейтинга вузов

Начался этап сбора анкет российских вузов для участия в Московском международном рейтинге вузов «Три миссии университета», анкетирование продлится до 7 марта 2017 года.

Формирование рейтинга инициировано Российским Союзом ректоров в соответствии с поручением Президента России В.В. Путина. Оператором рейтинга является некоммерческая организация «Ассоциация составителей рейтингов, рэнкингов и иных оценок эффективности» (АСР).

Московский международный рейтинг вузов – это первый глобальный академический рейтинг, оценивающий все три классические ключевые миссии университетов: образовательную, научную, общественную. Принципиальное отличие нового рейтинга в том, что он основывается на единообразно измеряемых количественных показателях и исключает применение данных, построенных на основе репутационных опросов, что существенно повышает уровень его объективности.

Инициатива создания рейтинга «Три миссии университета» поддержана ведущими университетами России, Китая, Индии, Ирана, Турции, Японии. После объявления о старте подготовки рейтинга осенью 2016 года был проведен целый ряд публичных дискуссий по вопросам обсуждения методики и критериев рейтинга, состоялось более 10 конференций и семинаров. В частности, обсуждения проводились в рамках мероприятий МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, РАНХиГС и Всемирного банка, международной ассоциации IREG Observatory on Academic Rankings and Excellence, а также рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА).

Перечень критериев Московского международного рейтинга вузов прошел процедуру широкого общественного обсуждения в академических кругах. В частности, письменные комментарии и предложения по критериям рейтинга оператору рейтинга направили 69 российских вузов и 17 Советов ректоров различных округов и регионов России. По итогам обсуждений критериальная база была скорректирована. Многие из разработанных критериев используются впервые в международной практике составления рейтингов высших учебных заведений.

Ассоциация составителей рейтингов приглашает к участию в Московском международном рейтинге вузов все заинтересованные образовательные организации высшего образования. Анкета участника доступна на официальном сайте Московского международного рейтинга вузов http://www.mosiur.org/. Заполненные анкеты необходимо предоставить в электронном виде в срок до 7 марта 2017 года в Ассоциацию составителей рейтингов anketa@mosiur.ORG, а также в аппарат Российского Союза ректоров  office@rsr-online.ru.

201713января

Университеты Крыма, Северного Кавказа и юга России присоединились к разработке критериев Московского международного рейтинга вузов

Свои отзывы и предложения по перечню критериев Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» направили эксперты Астраханского государственного технического университета, Волгоградского государственного медицинского университета, Калмыцкого государственного университета, Крымского федерального университета им. Вернадского и Северо-Кавказского федерального университета.

В качестве наиболее значимой группы критериев были названы те из них, которые характеризуют качество образования, причем акцент эксперты делали в первую очередь на уровне международной интеграции вуза. Так, в ВГМУ подчеркнули важность обучения студентов по совместным программам с иностранными вузами, а в СКФУ охарактеризовали весь перечень критериев группы «международная интеграция» как значимый для оценки уровня качества образования. Кроме того, специалисты КФУ им. Вернадского выступили с предложением учитывать в рамках отдельного критерия качества образования все программы академического обмена.

Был внесен ряд предложений изменить методику подсчета ряда критериев, использующих удельные величины. В частности, эксперты АГТУ выступили за расчет критерия доступности общежития как доли студентов очной формы обучения от общего числа студентов, нуждающихся в общежитии. Представители ВГМУ предложили дополнить подгруппу критериев, характеризующих доступность образования, показателем отношения стоимости обучения на первом курсе к средней стоимости по стране для данного направления подготовки.

Эксперты КГУ и СКФУ поддержали мнение своих коллег из многих российских университетов о том, что корректный расчет уровня зарплат выпускников вузов является неоднозначной и непростой задачей. Это же касается мониторинга уровня трудоустройства выпускников, отметили представители СКФУ.

На важность учета специфики вуза обратили внимание в ВГМУ: так, отмечается, что доля учащихся, успешно окончивших онлайн-курсы, — нерелевантный для медицинских вузов показатель.

Многими экспертами было указано, что показатели НИОКР, в том числе количество коммерческих разработок и участие студентов в НИОКР на платной основе, имеют важное значение для оценки качества научной деятельности вуза.

201710января

Вузы Центрального федерального округа продолжают обсуждать критерии Московского международного рейтинга «Три миссии университета»

Свои предложения по методике рейтинга «Три миссии университета» прислали Советы ректоров вузов Курской и Ярославской области, а также еще несколько вузов ЦФО: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Орловский государственный аграрный университет и Тольяттинский государственный университет.

Ректор Орловского ГАУ Татьяна Гуляева подчеркнула, что российский проект международного рейтинга вузов «позволит создать условия для продвижения результатов задач, решаемых отечественным высшим образованием, в международное образовательное пространство».

Совет ректоров вузов Курской области предложил учитывать в рейтинге не только победителей международных, но и национальных студенческих олимпиад. Ректоры вузов Ярославской области выразили сомнение относительно критерия, учитывающего среднюю базовую стоимость обучения на 1-м курсе по очным программам бакалавриата. По их мнению, вузы, удерживающие демократические цены в силу социально-экономических причин, таким образом лишаться преимущества.

В Тольяттинском государственном университете как наиболее важные выделили критерии группы «востребованность абитуриентами». Также, по мнению экспертов вуза, значимы критерии групп «цитирование в научных изданиях» и «качество кампуса». Эксперты НИУ БелГУ также оценили группу показателей «качество кампуса» крайне высоко.

201710января

Университеты Поволжья продолжили обсуждение критериев Московского международного рейтинга вузов

Несколько ведущих вузов Поволжья — Казанский федеральный университет, Воронежский государственный технический университет, Саратовский национальный исследовательский университет, Пензенский государственный университет и Чувашский государственный университет — присоединились к обсуждению критериев Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета».

В качестве наиболее значимых критериев эксперты отмечают те из них, которые характеризуют качество образования (в частности, условия преподавания, уровень подготовки научно-педагогических кадров, высокую востребованность выпускников), осуществление НИОКР и наукометрические показатели. Представители поволжских вузов подчеркнули важность уровня интеграции вуза в жизнь общества и региона.

Большинство экспертов сошлись во мнении о необходимости конкретизации ряда терминов, используемых для расчета критериев: так, отмечается, что нет сложившегося единого мнения, что понимать под стажировкой учащегося. Также было предложено внедрить региональные коэффициенты при расчете финансовых показателей. Кроме того, многие представители вузов отметили необходимость доработки процедур сбора и обработки информации о доходах выпускников и их трудоустройства.

Также экспертами было предложено учитывать участие научно-педагогических работников вузов в международных конференциях, значимые для региона научно-исследовательские разработки, наличие строительных отрядов, а также развитость творческой и волонтерской деятельности в вузе.

201709января

Московские вузы выделили группы критериев Московского международного рейтинга, способные подчеркнуть сильные стороны российского образования

АСР получил развернутые комментарии по рейтингу «Три миссии университета» от Совета ректоров высших учебных заведений Москвы и Московской области. Также свои предложения по формированию методики рейтинга прислали НИУ ВШЭ и НИУ «МАИ».

Совет ректоров вузов Москвы и Московской области провел обсуждение и сформулировал общие замечания по методике рейтинга, а также предложения по корректировке конкретных показателей. Так, Совет поддержал идею о том, что для отражения реальной картины финансирования университета, все показатели необходимо нормировать с учетом паритета покупательной способности страны, в которой расположен университет. Также участники обсуждения согласились, что показатели публикационной активности необходимо нормировать на средний уровень страны, чтобы учесть языковые особенности и цитирования в национальных журналах.

Представители московских вузов, в том числе эксперты НИУ ВШЭ и НИУ МАИ, сошлись в том, что наиболее важными, подчеркивающими сильные стороны российского образования, являются критерии подгрупп «уровень преподавания», «научные награды» и «доступность образования». В числе наиболее важных критериев - «отношение НПР к количеству студентов» и «доля зачисленных на 1 курс на бюджетной основе (или на аналогичных условиях) от общего количества зачисленных».

201629декабря

Советы ректоров поволжских вузов внесли вклад в разработку критериев оценки

К разработке и обсуждению критериев Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» присоединились советы ректоров Кировской, Оренбургской, Саратовской, Ульяновской областей и Республики Мордовия.

Советы ректоров Поволжья предлагают обращать внимание на региональные признаки и специфику вузов для целого ряда критериев: как учитывающих финансовые показатели, так и характеризующие научную деятельность (НИОКР в интересах предприятий; выданные патенты,  развитие инфраструктуры и др.). В частности, отмечается, что практика патентования в большей степени распространена в технических вузах и в меньшей — в гуманитарных и творческих.

Многими экспертами в качестве наиболее значимых критериев оценки качества образования были названы те из них, которые связаны с международной интеграцией вуза: доля иностранных студентов и стажеров, а также доля публикаций в международном соавторстве. Кроме того, в качестве дополнительного критерия Советом ректоров Ульяновской области было предложено учитывать количество программ, преподаваемых на иностранных языках.

По мнению экспертов, ряд критериев, характеризующих взаимодействие вуза и общества, такие как количество издаваемых СМИ, должны иметь удельный характер во избежание заниженных результатов для малых вузов.

Критерии, характеризующие уровень и качество интеграции вуза в общество также вызвали живой интерес экспертов — внимание творческому развитию студентов и осуществление НИОКР в интересах своего региона были названы среди наиболее значимых. Также была отмечена важность присутствия каждого вуза социальных сетях, при этом представители университетов подчеркнули необходимость детальной проработки механики сбора данных во избежание искусственного завышения показателей.

 

201628декабря

НИЯУ МИФИ, МГИМО МИД России, НИТУ МИСиС, НИУ «МЭИ» и другие вузы Центрального федерального округа активно включились в обсуждение критериев рейтинга

Свои рекомендации в АСР прислали: МГИМО (Университет) МИД России, Московский педагогический государственный университет, Московский технологический университет, НИТУ МИСиС, НИЯУ МИФИ, НИУ МЭИ, Воронежский государственный университет, Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева и Рязанский государственный радиотехнический университет.

Технические вузы в первую очередь отметили важность критериев, связанных с научно-исследовательской деятельностью, такие как цитируемость и публикационная активность согласно Scopus и Web of Science, бюджет, выделенный на НИОКР в расчете на НПР и другие. При этом в НИЯУ МИФИ и НИТУ МИСиС предложили отказаться от учета публикаций и цитирований, индексируемых в национальных наукометрических системах, а НИУ МЭИ, напротив, отметил данные критерии как значимые. Представители Московского технологического университета предложили, помимо прочего, учитывать критерии «Число студентов, зачисленных на 1 курс на основании результатов участия в олимпиадах (без других вступительных испытаний)», «Количество обучающихся, выступавших с докладами на международных научных и образовательных конференциях за год» и другие.

В МГИМО МИД России и МПГУ наиболее весомыми сочли критерии группы «Уровень преподавания». В Воронежском государственном университете отметили важность подгрупп показателей «Международная интеграция» и «Цитирование в научных изданиях». В ИГЭУ предложили добавить, например, критерий учитывающий отношение числа НПР, прошедших стажировки на предприятиях реального сектора экономики, к общей их численности, в ОГУ им. И. С. Тургенева – критерий «Наличие программ, разработанных вузом для региона», а в РГРТУ –подгруппу показателей «Объекты интеллектуальной собственности».

201627декабря

Продолжается работа над критериями и методикой Московского международного рейтинга «Три миссии университета»: свои отзывы дали вузы Северо-Западного и Приволжского федеральных округов.

В АСР поступили результаты обсуждения методики рейтинга «Три миссии университета» Советом ректоров высших учебных заведений, расположенных на территории Республики Коми. Также свои комментарии прислали: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Башкирский государственный университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Нижегородский государственный им. Н. И. Лобачевского, Вологодский государственный университет и Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого.

В НГУ им. Ярослава Мудрого внесли предложения по корректировке некоторых критериев в группах «Качество образования» (например, предлагается при расчете доли студентов, выезжающих на стажировку за рубеж, учитывать продолжительность стажировки) и «Университет и общество». Эксперты ВоГУ предлагают учитывать в рейтинге долю поддержанных проектов от общего количества заявок, поданных в фонды грантовой поддержки.

Члены Совета ректоров высших учебных заведений, расположенных на территории республики Коми, отметили, что отдельные критерии характерны для крупных вузов (например, «Отношение количества спин-офов вуза, созданных за 5 лет, предшествующих году подготовки рейтинга, с выручкой не менее 500 тыс. долларов в год, к количеству НПР»), либо только для технических университетов (например, «Количество выданных патентов на 1 НПР»).

От Башкирского государственного университета поступило предложение по корректировке части критериев: например, учитывать не только количество победителей международных студенческих олимпиад, но и победителей национальных олимпиад.

Эксперты УГНТУ предложили расширить перечень критериев подгруппы «Качество кампуса» показателем «Степень развитости информационной образовательной среды (наличие личных электронных кабинетов, электронного портфолио и пр.)».

В ННГУ им. Н. И. Лобачевского сделали акцент на важности критериев, которые оценивают качество преподавательского состава, обеспеченность студентов преподавателями, долю обучающихся в вузе иностранных студентов и успешность участия студентов в международных олимпиадах. А в ПНИПУ призвали наиболее важными критерии подгрупп «Цитирования в научных изданиях» и «Связь с регионом».

201626декабря

Сибирские вузы продолжают принимать активное участие в обсуждении Московского международного рейтинга вузов

Еще три вуза прислали в АСР свои отзывы на методику и критерии Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета»: Сибирский федеральный университет, Томский политехнический университет и Новосибирский государственный технический университет.

Во всех трех вузах отметили важность показателей, измеряющих уровень научной деятельности (цитирования и публикации, фиксируемые зарубежными базами данных, объемы финансирования НИОКР). При этом в НГТУ сочли не столь значимыми часть критериев, относящихся к группе «ресурсная база» (например, долю дохода от эндаумента и объем спонсорской помощи). В Сибирском федеральном университете, в частности, отметили важность международного сотрудничества, а также выделили группу критериев «качество кампуса». Эксперты Томского политехнического университета считают, что помимо прочего нужно ориентироваться на обеспеченность студентов преподавателями, приток магистрантов из других вузов, долю иногородних студентов.

201626декабря

Вузы Челябинской области подключились к активному обсуждению Московского международного рейтинга вузов

Совет ректоров вузов Челябинской области от 22 декабря 2016 заслушал и активно обсудил проект «О критериях Московского международного рейтинга вузов – Три миссии университета». Докладчиком выступил проректор по стратегическому развитию ЮУрГУ А.В. Келлер, содокладчиками – ректор МГТУ В.М. Колокольцев, ректор ЮУрГУ А.Л. Шестаков, директор ЧФ РАНХиГС С.Г. Зырянов С.Г. и др.

В процессе активного и заинтересованного обсуждения сформированы одобрение и всесторонняя поддержка проекта, а также замечания и предложения по его корректировке и совершенствованию критериев.

В качестве предложений единогласно отмечено, что попытка уйти от непрозрачной имиджевой оценки академической репутации, привело к значительному количеству оцениваемых параметров (до 50). Это существенно затруднит процедуру определения их весомости сбора, обработки и сопоставимости с другими сторонами оценки результатов рейтинга. Необходимо исключение ряда показателей или их объединение.

Также было отмечена важность региональных компонентов оценки, учитывающих репутацию вузов на региональном уровне. Предложено в подгруппу критериев «Связь с регионом» добавить критерии, характеризующие востребованность выпускников «Доля выпускников вуза, трудоустраивающихся в региональных предприятиях и организациях». Также предложен к рассмотрению дополнительный критерий «Доля дохода вуза от НИОКР с региональными предприятиями в общем объеме доходов».

201623декабря

Ведущие экономические московские вузы внесли свои предложения по критериям Московского международного рейтинга вузов

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Финансовый университета при Правительстве РФ приняли участие в обсуждение критериев Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета».

Эксперты Финансового университета посчитали наиболее значимыми критерии подгруппы «Востребованность абитуриентами» и «Научные награды», а также критерии, связанные с международной интеграцией университета (например, доля обучающихся, выезжающих на стажировки в зарубежные страны, и доля иностранных студентов в общем количестве студентов). Дополнительно, экспертами Финансового университета было предложено учитывать в рейтинге отношение площади кампуса к количеству обучающихся очной формы, а также долю специалистов-практиков среди НПР, но исключить часть критериев, вошедших в подгруппы «Ресурсная база» и «Коммуникации с обществом». Также в Финансовом университете отметили, что использовать финансовые показатели и показатели цитирования и публикационной активности целесообразно с применением поправочных коэффициентов, которые бы учитывали профиль университета и регион его нахождения.

В РАНХиГС, также как и Финансовом университете, наиболее важными сочли показатели подгруппы «Востребованность среди абитуриентов», помимо этого была отмечена значимость критериев отражающих уровень цитирования в научных изданиях и количество прошедших обучение по программам ДПО. При этом под сомнение были поставлены большинство критериев подгруппы «Связь с регионом».

201621декабря

В НИУ ВШЭ обсудили концепцию и методологические подходы к составлению Московского международного рейтинга вузов

20 декабря 2016 года в НИУ ВШЭ прошло заседание семинара «Актуальные исследования и разработки в области образования», посвящённого обсуждению Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета».

Обзорный доклад на заседании был представлен генеральным директором Ассоциации составителей рейтингов Д.Э. Гришанковым. В ходе выступления были подробно рассмотрены предлагаемые критерии для оценки качества образования в университетах, их научной деятельности, а также взаимосвязи университетов и общества. Дискуссантами выступили как представители НИУ ВШЭ, так и приглашенные эксперты из МФТИ, НИЯУ МИФИ, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, РосНОУ и других вузов.

Комментируя обзорный доклад, ректор НИУ ВШЭ Я.И. Кузьминов озвучил целый ряд предложений по критериальной базе рейтинга. В частности, он предложил при оценке ресурсного обеспечения университетов сделать основной упор не на финансовых показателях, а на натуральных критериях, измеряющих созданные в вузе инфраструктуру и условия для развития студентов – доступность общежитий, спортивных сооружений, мест для творчества, культурного развития и др. Также Я.И. Кузьминов поддержал идею отказа от репутационных замеров при формировании международного рейтинга, т.к. опросы экспертов непрозрачны, субъективны и университеты лишены возможности влиять на результат.

201619декабря

Сибирские вузы присоединились к обсуждению Московского международного рейтинга вузов

К обсуждению критериев Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» подключились Новосибирский государственный университет, Алтайский государственный университет и Кемеровский государственный университет, представители которых прислали в АСР подробные комментарии по предлагаемому проекту критериев.

НГУ отметили важность показателей, измеряющих уровень международной интеграции в образовательной и научной деятельности (доля иностранных студентов, цитирования и публикации, фиксируемые зарубежными базами данных), а наименее значимыми критериями сочли показатели групп «связь с работодателем» и «связь с регионом». В АлтГУ предложили при измерении связи вуза с работодателями учитывать количество базовых кафедр либо долю занятых на базовых кафедрах студентов. Наиболее высоко в АлтГУ отметили важность критериев подгруппы «коммуникации с обществом», измеряющие присутствие в интернете, издаваемые университетом СМИ, возможности телевизионного вещания и др. Представители КемГУ подчеркнули значимость критериев подгруппы «уровень преподавания», «цитирование в научных изданиях», «связь с регионом» и «качество кампуса».

201619декабря

Вузы Дальнего Востока обсудили критерии Московского международного рейтинга «Три миссии университета»

Свои предложения по критериям Московского международного рейтинга «Три миссии университета» прислали сразу семь дальневосточных вузов: Дальневосточный федеральный университет, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, Дальневосточный государственный аграрный университет, Дальрыбвтуз, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского и Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.

В Дальневосточном федеральном университете особый акцент в своих замечаниях сделали на международное сотрудничество и интеграцию: так, наибольшее одобрение вызвали показатели, касающиеся доли иностранных студентов, публикационной активности и цитируемости согласно международным базам данных и т.д.. В свою очередь, в Дальрыбвтузе и Владивостокском университете экономики и сервиса высказали сомнение относительно целесообразности использования в рейтинге критериев, основанных на данных Scopus и Web of Science. Специалисты Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхейма предложили свои корректировки к группам критериев «Качество образования» и «Университет и общество», при этом замечаний к группе критериев «Научная деятельность» у них не возникло. Эксперты МГУ им. адм. Невельского среди прочего отметили, что не считают значимым критерий, оценивающий процент трудоустройства выпускников, поскольку, по их мнению, количество выпускников того или иного направления подготовки должно превышать количество вакансий на рынке труда. Это создает конкурентную среду среди соискателей и повышает качество нанятых работников. В Дальневосточном государственном университете путей сообщения предложили учитывать в рейтинге долю студентов, обучающихся по договорам от предприятий, а в ДальГАУ - заменить критерий «Доля выпускников, играющих важные социальные роли в обществе» на «Доля выпускников вуза из числа руководителей предприятий, определяющих специфику региона».

201608декабря

Участники консультационного совета по подготовке рейтингов вузов RAEX (Эксперт РА) обсудили критерии нового Московского международного рейтинга «Три миссии университета»

7 декабря 2016 года в офисе рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) состоялось четвертое ежегодное заседание консультационного совета по подготовке рейтингов вузов RAEX (Эксперт РА). Главной темой очередной рабочей встречи стали критерии и механизмы реализации Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета».

В совещании приняли участие представители ведущих российских университетов, таких как МФТИ, НИЯУ МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ, РАНХиГС при Президенте РФ, Финансовый университет при Правительстве РФ, НИТУ МИСиС, НИУ «МЭИ», РосНОУ, ННГУ им. Н. И. Лобачевского, и других. В ходе дискуссии эксперты обменялись мнениями о проекте методики и показателях нового международного рейтинга вузов, которые были подготовлены рабочей группой Российского союза ректоров и Ассоциацией составителей рейтингов (АСР), а также обсудили возможность применения критериев к оценке зарубежных университетов.

Московский международный рейтинг «Три миссии университета» призван составить альтернативу существующим международным рейтингам, которые в основном используют репутационные показатели, при этом не учитывая ни реального качества знаний выпускников вузов, ни внедрения передовых методов обучения, ни особенностей национальных педагогических и научных школ.

В рамках нового рейтинга университеты планируется оценивать по трем основным направлениям: «Качество образования», «Научная деятельность» и «Университет и общество».

Справка: учредителями Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» являются Российский союз ректоров и Российская академия наук. Оператором проекта выбрана Ассоциация составителей рейтингов (АСР), в число учредителей которой входят ведущие рейтинговые и исследовательские центры (RAEX (Эксперт РА), ВЦИОМ, «Репутация» и другие).

201606декабря

В Ростове-на-Дону обсудили критерии Московского международного рейтинга вузов

5 декабря 2016 года в г. Ростове-на-Дону в Южном федеральном университете прошло совместное заседание Совета ректоров вузов Южного федерального округа и Совета ректоров вузов Северо-Кавказского федерального округа РФ.

Основным вопросом повестки дня стало обсуждение Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета», разработанного российским научно-образовательным сообществом с учетом международного опыта. С докладом, резюмирующем итоги дискуссий на площадках СКФО и ЮФО об этапах внедрения и показателях Московского международного рейтинга, перед участниками заседания выступила проректор по организации научной и проектно-инновационной деятельности ЮФУ И.К. Шевченко. По итогам проделанной работы среди предлагаемых для рассмотрения показателей были выделены дискуссионные критерии, целесообразность применения которых неочевидна либо определения которых нуждаются в доработке. Также были обозначены общие с уже существующие рейтингами критерии Московского международного рейтинга вузов, а также новые, уникальные критерии, ранее не применяемые в международных ранжированиях.

201605декабря

В РАНХиГС презентованы методологические подходы к составлению Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета»

В 5 декабря в Академии состоялся семинар, посвященный академической репутации и глобальным рейтингам университетов. Организаторами семинара выступили отдел научно-информационного развития РАНХиГС и Всемирный банк.

В работе семинара приняли участие руководитель департамента образования в Европе и Центральной Азии Всемирного банка Кристиан Аедо, координатор проектов Всемирного банка по высшему образованию Франциско Мармолехо, директор международного центра высшего образования «Бостон колледж» Филип Альтбах, а также директор отдела исследования политики и высшего образования Технологического университета Дублина Эллен Хэйзелкорн.

В рамках семинара состоялась презентация основных методологических принципов составления Московского международного рейтинга «Три миссии университета». В ходе доклада представитель Ассоциации составителей рейтингов Дмитрий Кабалинский подробно остановился на перечне ключевых критериев, определяющих три основных компоненты рейтинга: «Качество образования», «Научная деятельность» и «Университет и общество». Презентация вызвала большой интерес со стороны слушателей семинара.

201622ноября

Российским союзом ректоров принято решения организовать широкое обсуждение в регионах критериев Московского международного рейтинга университетов «Три миссии университетов»

22 ноября 2016 года в Интеллектуальном центре – Фундаментальной библиотеке МГУ состоялось заседание Совета Российского Союза ректоров, на котором выступили президент Российского Союза ректоров академик В.А. Садовничий, помощник Президента Российской Федерации А.А. Фурсенко, министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева.

Одним из ключевых вопросов повестки дня стало обсуждение подготовки Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета».

По итогам заседание принято постановление Совета Российского Союза ректоров, предписывающее Советам ректоров вузов федеральных округов, субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) организовать широкое обсуждение критериев Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» и в срок до 31 декабря 2016 года представить в аппарат РСР его результаты.

201616ноября

Московский международный рейтинг «Три миссии университета» обсужден на Заседании Президиума Совета ректоров вузов Москвы и Московской области

16 ноября 2016 года в Российском новом университете (РосНОУ) прошло заседании Президиума Совета ректоров вузов Москвы и Московской области.

В соответствии с повесткой дня с докладом на тему: «Московский международный рейтинг: «Три миссии университетов» выступил директор центра цифровой экономики МГУ им. Ломоносова, член рабочей группы Союза ректоров России по рейтингованию, профессор Б. С. Карамурзов, который рассказал о работе, которая проводится во исполнении поручения Президента России В.В. Путина по созданию национального рейтинга высших учебных заведений страны. В рамках доклады были представлены основные подходы к подготовке рейтинга. Участники заседания активно участвовали в обсуждении доклада и выразили большую заинтересованность в участии этом рейтинге.

201602ноября

Запущена подготовка Московского международного рейтинга «Три миссии университета»

2 ноября 2016 г. при участии заместителя Министра образования и науки РФ Л.М. Огородовой и ректора МГУ им М.В. Ломоносова В.А. Садовничего состоялась пресс-конференция, посвященная запуску Московского международного рейтинга вузов.

Проект международного рейтинга университетов инициирован в соответствии с поручением Президента России В.В. Путина. Это первый проект международного рейтинга со штаб-квартирой в России. Учредители проекта – Российский союз ректоров и Российская Академия наук. Оператором подготовки рейтинга выступит Ассоциация составителей рейтингов (АСР)_. Главная особенность Московского международного рейтинга «Три миссии университета», по словам В.А. Садовничего, в том, что он должен оценивать все три миссии – базовые критерии рейтинга представляют собой три группы: «качество образования», «наука» и «университет и общество». Другое принципиальное отличие рейтинга, как отметил ректор, его основа на единообразно измеряемых количественных показателях, что существенно повышает уровень его объективности, в нем планируется избежать популярных ныне показателей, определяемых на основе репутационных опросов.

«Россия – страна, очень богатая прошлым системы образования, традициями. Многие страны учились у нашей системы образования. Мы были примером даже для развитых стран, которые лидируют сейчас в тех или иных рейтингах. Наша система образования заслуживает того, чтобы глубже на нее посмотреть, понять и использовать для своего развития, – рассказал В.А. Садовничий, открывая пресс-конференцию. – Мы стараемся показать влияние университета на общество, выяснить является ли университет центром культуры, ведь университет – это широкое понятие».

«Создание рейтингов это один из важнейших элементов развития качества российского высшего образования, – отметила заместитель министра образования и науки РФ Л.М. Огородова. – В нашей стране высшее образование решает большой спектр задач, и, что немаловажно, социальных задач, результаты которых необходимо продвигать в международное образовательное пространство. Однако данная работа не видна в рамках существующих международных глобальных рейтингов. Участие университетов в Московском международном рейтинге является добровольным. Репутация рейтинга строится на основе авторитета общественных организаций, его учредителей, в данном случае – Российского союза ректоров. Доверие к рейтингу связано с единством подходов и достоверностью информации, которая будет использоваться для рейтингования. Союз ректоров выполнил большую организационную работу в этом направлении».

201630сентября

Анонсирован новый рейтинг вузов - Московский международный рейтинг "Три миссии университета"

Новый рейтинг вузов - Московский международный рейтинг "Три миссии университетов" - появится в России. Первый планируется подготовить в 2017 году, сообщил ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий на заседании Совета Российского союза ректоров.

"Мы принимаем решение о создании Московского международного рейтинга и приглашаем к участию в этом рейтинге другие страны. Первый рейтинг планируется опубликовать в 2017 году", - сказал Садовничий. Вузы в нем будут оцениваться по 40 индикаторам, отражающим три основные миссии университета в современном мире: "образование", "наука", "университет и общество". Причем, в отличие от трех признанных сейчас глобальными мировых рейтингов университетов (THE, QS, ARWU), наибольший вес - порядка 40% - в новом международном рейтинге займет оценка образовательной миссии высших учебных заведений.

Предполагается, что учредителями выступят Российский союз ректоров, Российская Академия наук. По словам Садовничего, интерес к новому международному рейтингу со штаб-квартирой в Москве уже проявили университеты Китая, Индии, Ирана, Турции, страны СНГ.